СТАТЬИ
Детские программы

Особенности проявления синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в разных возрастных группах

Перед тем как осветить тему хочу подчеркнуть 2 важных аспекта:

1.    Поставить диагноз может только врач психоневролог или психиатр. Если Вы наблюдаете у своего ребенка или себя тревожащие Вас симптомы, просто обратитесь к врачу. Стигматизация не менее вредна, чем попустительское отношение. Врач назначит комплексное обследование и даст Вам объективную оценку.

2.     Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать и помочь развиться до нормы.

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) в разных возрастных группах имеют свою специфику. Это связанно с особенностями физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира.

До 3-х лет

Как правило, в этом возрасте родители пропускают симптоматику. Считают подобное поведение если и не нормальным, то вполне терпимым.

·       Избыточное количество движений малыша, их хаотичность.

·       Небольшая задержка в речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами).

·       При этом – новорожденный может начать раньше сверстников держать головку, ползать, ходить.

·       Моторная неловкость (неуклюжесть), позже сверстников овладевают сложными движениями (прыжками и др).

·       При переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или сон, впадает в истерику.

·       Ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы.

·       Высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников.

·       Резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику.

·       Внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

3-5 лет

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители считают его поведение нормальным и не обращаются к врачу.

·       Воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования.

·       Громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость.

·       Частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится.

·       Бурное проявление эмоций и частая смена настроения. И, как следствие конфликты в общении со сверстниками и с воспитателями.

·       Отказ и избегание от выполнения рутинных и монотонных дел.

·       Импульсивность.

·       Проблемы с концентрацией внимания, ребенок постоянно отвлекается.

·       Слабо развитая координация.

6 – 10 лет

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения. Именно в этом возрасте возрастает интеллектуальная нагрузка, повышаются ожидания и требования к ребенку. Необходимо соблюдать все больше правил, концентрировать внимание на все более и более длительный срок, доводить дело до конца, добиваться и демонстрировать результат, выдерживать систему оценок.

·       Ребенок проявляет суетливость, не может сидеть спокойно.

·       Вскакивает во время занятия с места без разрешения.

·       Бесцельно бегает, ерзает, крутится, стучит, что-то крутит или ковыряет в неподходящих для этого ситуациях.

·       Постоянно суетится.

·       Не может спокойно играть в тихие игры, заниматься чем-то на одном месте.

·       Ребенок перебивает, не дослушав вопрос.

·       Слушает, но словно не слышит, часто приходится повторять по несколько раз.

·       Не может дождаться своей очереди.

·       Резкие перепады настроения.

·       Вспыльчивость, раздражительность, слезливость, негативизмом.

·       Низкая самооценка.

·       Нежелание заканчивать начатые дела или вообще приступать к ним.

·       Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сконцентрироваться на деталях задачи.

·       С трудом сохраняет внимание во время игры или при выполнении задания, легко отвлекается на любое событие вокруг него.

·       Не доводит до конца начатое, стремится быстро бросить и переключиться на что-то еще.

·       Избегает или отказывается от задач, где нужны усилия, концентрация, внимание.

·       Часто теряет вещи, забывчивость в повседневной деятельности.

·       Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

10 – 18 лет

Если до 10 лет на ребёнка имеет большое влияния семья, то после 10 лет основной доминантой становится школа и улица, так как большую часть времени они проводят здесь. С учетом того, что ребенок с СДВГ не способен предвидеть последствия своего поведения и не признает авторитетов, это может приводить с асоциальным поступкам. Импульсивность, иногда, может сочетаться с агрессивностью.

С возрастом увеличивается ресурс самоконтроля и саморегуляции (то есть может снижаться проявление именно гиперактивности), но могут сохраниться сложности, связанные с дефицитом внимания.

·       Подросток испытывает сложности с освоением учебного материала.

·       В процессе лекции, постоянно теряет нить повествования.

·       Не может долго читать, смотреть фильм без перерывов.

·       Для изучения материала требуется неоднократное повторение.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у взрослых

Часто СДВГ бывает не выявленным в детском возрасте. Родители и педагоги списывают неуспеваемость на плохое воспитание и низкий интеллектуальный потенциал, а импульсивность и гиперактивность на дурной характер. Заболевание может переходить во взрослую стадию. В целом, люди, страдающие этой патологией, могут суметь адаптироваться и жить вполне нормальной жизнью. Они даже могут не догадываться о своем состоянии. Они могут создавать семьи, воспитывать детей, заниматься теми видами профессиональной деятельности, которые не требует большого внимания и позволяют проявлять свою гиперактивность. Но своевременное выявление синдрома и его коррекция может значительно улучшить качество жизни. К тому же, как психолог, хочу отметить, что детские травмы, причиненные негативной оценкой родителей и педагогов, не знавших о заболевании, остаются на всю жизнь и негативно влияют на самооценку.

·       Плохая ориентация в продолжительности времени, частые опоздания.

·       Трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного.

·       Отсутствие долгосрочных планов.

·       Частая забывчивость в регулярных жизненных процессах (своевременный прием лекарств, оплата счетов, поздравление близких с праздниками и т.д.)

·       Бытовая дезорганизованность, рассеянность. Очень сложно выполнять ежедневные обязанности (производить уборку в доме или на рабочем месте, готовить еду).

·       Финансовая неорганизованность (составлять и контролировать собственный бюджет, копить деньги и рационально их использовать).

·       Неспособность продолжительное время концентрироваться на конкретной рабочей задаче, заниматься целенаправленно одним видом деятельности.

·       Сложности с анализом больших объёмов информации, выполнении рутинных задач (написание отчетов).

·       Отсутствие умения выслушивать собеседника до конца.

·       Отсутствие тактичности при общении с другими людьми.

·       Сложности с управлением негативными эмоциями.

·       Повышенная конфликтность в общении.

·       Сложности с потреблением информации, где требуется внимание и терпение (читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд), быстрая утрата интереса.