СТАТЬИ

Как сделать возвращение за парту максимально приятным для ребенка?

Осталось 2-3 недели августа.
Что можно успеть сделать?
Любая подготовка к событию, мероприятию, а тем более к учебному процессу должна проходить на четырёх уровнях: мотивационном, эмоциональном, ментальном и физическом.

Что мы должны сделать на первом из уровней – мотивационном или смысловом?
Надо найти смыслы, мотивы, которые зарядят ребёнка на учебу.
Сделают для него учёбу желанной. Не напряженно-ответственной, потому что от такого состояния не далеко и до страха, стресса (стресс значительно снижает умственные способности), а именно желанной, так чтобы мысли о школе вызывали воодушевление или хотя бы позитивные ассоциации. И это вполне в наших руках.

Вспомните, что любит именно ваш ребёнок. Придумайте, может быть, даже вместе с ним на каком-то семейном совете, что его может заряжать на хорошую учёбу.
Тут надо отметить, что чем меньше ребёнок, тем меньше длительность планирования, которое ему подвластно.
В младших классах никак не мотивирует на учёбу мысль о том, что надо куда-то поступать в будущем, чтобы получить какую-то профессию, что идти к ней нужно с самого детства.
Это не значит, что не нужно беседовать с ребёнком о том, какие есть интересные профессии. И о том, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Стоит обсуждать и рассказывать ему и про профессии членов расширенной семьи, дальних родственников, предков и своих друзей.
Стоит и посещать игровые центры, где имитируют профессии. Таких сейчас уже много, к счастью.

А «плюшки» и «морковки» для позитивной мотивации ребёнка должны быть из его ближайшей перспективы, особенно для младших классов. Можно обсуждать, как он применяет уже или станет применять с сентября те знания, которые получает каждый день в школе.

Например, из окружающего мира и иностранных языков для планирования путешествий, а из математики для того, чтобы просто быстро считать сдачу в магазине и так далее.

Полезно обсуждать, как он приобретает авторитет в классе, демонстрируя хорошие знания. Как ему приятно будет блеснуть знаниями на какой-то викторине, которую можно устроить на любой праздник или день рождения самим.
Как весело просто удовлетворять свое природное любопытство и любознательность. Рассказывайте о том, как вы учились, и как продолжаете учиться для развития в своей профессии или освоения более востребованной.


Подготовка на эмоциональном уровне.
Особенно она важна для будущих первоклашек.
Это буквально репетиции школьной жизни, которые вы сами можете ребёнку проводить, играя с ним в школу каждый день по полчаса, примерно. Даже по 5 минут – это будет лучше, чем ничего. Или такой тренинг организует психолог, к которому вы обратитесь.

Как с маленькими детьми проводить такие репетиции?
Берете любые игрушки, кукол и изображаете класс, рассаживая их за «партами».

Ребёнок, меняясь с вами ролями, играет роль то ученика, то учителя, сам разговаривает за игрушки или кукол, которые получили роль учителя, учеников, и сидят за импровизированными партами.

Вы в этом помогаете активно.
Таким образом, ребёнок проигрывает постепенно свои все тревоги, опасения и сомнения. Они улетучиваются с каждой мини-игрой. Вместе с вами ребенок учится выходить из разных трудных ситуаций.
Например, вот этот Мишка сегодня не выучил урок, а его вызвали к доске. Проведите диалог, из которого выводом будет идея, что, конечно, в такой ситуации лучше заранее подойти к учителю и сказать что-то типа: «Анна Ивановна! Я сегодня не успел подготовить этот урок, пожалуйста, меня не спрашивайте сегодня. А завтра я уже всё подготовлю».

И также имитируете и беседы детей между собой. Например, когда я хочу похвастаться, потому что мне купили новую прекрасную книжку, игрушку. Как лучше рассказать детям о своей новинке так, чтобы не вызвать этим зависть и обиду, а значит, желание подразнить тебя, а именно поделиться своим удовольствием.
Подберите фразы, например: «хотите я покажу вам свою книжку, в ней такие классные картинки! Давайте вместе посмотрим».

Можно организовать домашний театр, подготовить сценки, снять ролики – что более современно и подойдет и для средних классов.

Третий тип подготовки - на ментальном уровне.
Ну об этом обычно никто не забывает. И это как раз то, с чего все и начинают.
Подготовка на уровне знаний, на уровне навыков. Я думаю, тут множество и литературы, и статей. Хочу только сказать, что есть такой один нюанс – гендерное различие.
Если девочки знают уже всю будущую программу, то многим из них в школе становится скучно. И они там тогда думают о чём-то другом.
Либо о том месте, где им будет интересно, либо просто играют с одноклассниками.
Поэтому девочек надо готовить не на том материале, который будет, а просто на расширяющем базу знаний материале, чтобы им было интересно в школе учиться.

Большинству же мальчиков полезно пройти тот материал, который будет в школе заранее.
Потому что для них очень важно иметь возможность блеснуть перед одноклассниками или просто не ударить в грязь лицом. Им бывает намного легче учиться, если они «осваивают» в школе тот материал, который в общем-то уже более-менее освоен.

Конечно, бывают исключения. И бывают мальчики, которым в такой ситуации станет скучновато. Это ведь усреднённая информация. И вы сами смотрите по своему ребёнку.

Ещё хочу отметить, что самыми полезными являются занятия, которые развивают те высшие психические функции ребенка, которые необходимы для успешной учёбы: внимание, умение концентрироваться, структурировать информацию, память зрительная, слуховая, словесная и несловесная.

Полезно освоить постепенно разные мнемотехники.

Умение управлять своим вниманием, запоминанием, следить за почерком, организовывать себя для учёбы – такие многокомпонентные навыки, которые развиваются постепенно.

Их развитию раньше внимания не уделяли отдельно. Но за счет того, что программа младших классов была более растянутая, долго рисовали крючки и палочки, они развивались у детей под присмотром учителя. Сейчас при ускорении обучения развитие таких «мета» навыков легло на плечи родителей. И этим нужно заниматься самостоятельно дома или на дополнительных занятиях.

Именно такой подготовкой занимаются психологи с детьми в нашем центре.
А еще мы с помощью нейротехнологии, метода Биологической обратной связи помогаем развиваться самому мозгу ребенка, формировать новые нейронные связи, формировать навык концентрации внимания, что создает органическую основу для возможности легкого освоения мета-навыков.

И именно это я выбрала для развития и своего десятилетнего ребёнка.

Ну и давайте не будем забывать про физический уровень!
И тело, и мозг ребёнка должны быть хорошо подготовлены к школе.
Лето – лучшее время для такой подготовки.
Надеюсь, вы уже хорошо отдохнули, напитались, зарядились, закалились.

Осталось привести режим к школьному – начать вставать часов в 7, чтобы легко и не торопясь утром просыпаться, делать зарядку, а завтракать не на бегу, а так спокойно, чтобы после еды еще отдохнуть дома и сходить в туалет.
Простите за такие подробности, пожалуйста, но я как психолог знаю, на сколько этот «мелкий» и неудобный, неприличный вопрос велик и важен для спокойной учебы. И как много детских волнений с ним связано.
А помочь мы можем в данном вопросе только правильным режимом. Ну и еще проверкой удобства школьных туалетов, и замков в них, конечно.

Настаивайте на своих правах, уважаемые родители! Не стесняйтесь! Если не вы, то кто же? Проверяйте и раздевалки, в которых переодеваются дети к физкультуре. У некоторых девочек уже во 2м классе начинает расти грудь. У детей со 2го класса должна быть раздельная комната для переодевания перед физкультурой.

Может, физкультуру взять и отменить? Нет, чем больше смены видов деятельности, тем лучше усвоение материала.

А дети с холерическим темпераментом, например, вообще сидя хуже всё усваивают и даже стихи им нужно учить в движении и даже таблицу умножения запоминать, играя с мячиком.
Прогрессивные учителя проводят разминки или старые добрые «производственные гимнастики» для младших школьников на каждом уроке.

Рабочее место школьника дома – тоже очень важный элемент подготовки к школе. Оно формирует правильную осанку, а значит и хороший обмен веществ в организме, здоровье в целом. Данная тема достойна отдельной статьи.

Отличного продолжения лета вам и вашим детям и веселой учебы!
Детские программы Учеба без стресса