СТАТЬИ

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Проблема детей с диагнозом СДВГ остается актуальной уже много лет. Количество таких детей по статистике увеличивается. Что делает очень актуальным вопросы диагностики, коррекции, социализации и взаимодействия с такими детьми.

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его родители, воспитатели, учителя, сверстники и окружающие люди.

Ученые отмечают некоторую разницу в проявлениях СДВГ у девочек и мальчиков. Девочки чаще в момент перегрузки и сложности «разряжаются» капризами и плачем, а мальчики скорее непослушанием и повышенной двигательной активностью.

Наиболее ярко СДВГ проявляется у дошкольников и младших школьников. Именно в этом возрасте возрастает интеллектуальная нагрузка, повышаются ожидания и требования к ребенку. Необходимо соблюдать все больше правил, концентрировать внимание на все более и более длительный срок, доводить дело до конца, добиваться и демонстрировать результат, выдерживать систему оценок. Чаще всего эмоциональное развитие гиперактивного ребенка запаздывает. Это может проявляться вспыльчивостью, раздражительностью, слезливостью, эмоциональными вспышками, негативизмом, падением самооценки, нежеланием заканчивать начатые дела или вообще приступать к ним. С возрастом увеличивается ресурс самоконтроля и саморегуляции (то есть может снижаться проявление именно гиперактивности), но могут сохраниться сложности, связанные с дефицитом внимания.

Детям необходима помощь в преодолении импульсивности, высокой активности, неумения и нежелания подчиняться групповым правилам, выслушивать, удерживать и выполнять инструкции.

Помощь нужна не только детям, но и родителям, и педагогам. Ребенок формируется в семье и создаваемой вокруг него среде (в первую очередь речь идет про сад и школу).

Родитель ребенка с СДВГ сильнее истощается, так как вынужден по возможности выдерживать и контролировать его повышенную активность и импульсивность. Часто сталкивается с критикой в адрес себя и ребенка, вместе с ребенком проживает ситуации отвержения ребенка из среды сверстников, не все педагоги хотят и готовы работать с ребенком СДВГ. В моей практике встречались случаи, когда такого ребенка исключали из секций и кружков. Такому родителю нужно больше вкладывать ресурсов в воспитание и поддержку своего ребенка, создание условий, учитывающих его особенности. Все мы понимаем, что обычному человеку не всегда удается справиться с этими нагрузками и собственными переживаниями. И временами происходит срыв на своего же ребенка и часто следующее за этим чувство вины и раскаяния. Целью этой статьи является в том числе поддержка и помощь родителям детей с СДВГ.

Итак, если у вас как у родителя возникают сложности с поведением ребенка на что нужно обратить внимание:

- ребенку трудно сосредоточиться, делает много ошибок;

- трудно поддерживать внимание во время игры или при выполнении задания;

- легко отвлекается на любые события вокруг него;

- не доводит до конца начатое, стремится быстро бросить и переключиться на что-то еще;

- слушает, но словно не слышит, часто приходится повторять по несколько раз;

- избегает, отказывается от задач, где нужны усилия, концентрация, внимание;

- часто теряет вещи;

- забывчив;

- суетлив;

- трудно усидеть на одном месте;

- много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте, стучит, что-то крутит или ковыряет);

- не может спокойно или тихо играть (заниматься чем-то) на одном месте;

- болтлив;

- отвечает, не дослушав до конца вопрос;

- с трудом дожидается своей очереди;

- часто перебивает, мешает окружающим.

Важно понимать, что при наличии СДВГ перечисленные выше симптомы появляются до 8 лет, должны регулярно проявляться не менее 6 месяцев, обнаруживаются как в детских учреждениях, так и дома.

Хочу подчеркнуть, что диагноз СДВГ может поставить только врач (психоневролог или психиатр). Если у Вас возникает опасение, обратитесь к соответствующему специалисту.

Я являюсь сторонником подхода неразрывной связи мозга, психики, высших психических функций и состояния здоровья. Часто СДВГ является проявлением более общего физиологического состояния ребенка. В практике бывали случаи, когда диагноз СДВГ ставился ошибочно, так как проявляющиеся симптомы были следствием других (часто медицинских) причин. Кроме того, у самого СДВГ есть причины и физиологические особенности (их может увидеть хороший специалист, например, по специализированному анализу крови). В том числе проявления СДВГ видны при анализе ЭЭГ (энцефалограммы).

Врач часто основывается на наблюдениях родителя. Чтобы врач принял взвешенное и объективное решение, ему необходимо предоставить надежную информацию. Постарайтесь провести наблюдение за поведением ребенка в течении 3-5 дней. Сделайте замеры по времени в течении часа во время прогулки периодов пассивного сидения, ходьбы, бега, количества и продолжительности контактов со сверстниками по инициативе ребенка. Как ребенок отходит ко сну и засыпает, как спит.  Фиксируйте точно время. Фиксируйте факты (время и поведение), а не свою оценку.

Также специалист может провести диагностику уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), эмоциональной и двигательной сферы, определить наличие дефицита внимания по определенным методикам.

При грамотном обследовании ребенка и выявления всех сопутствующих медицинских особенностей можно при помощи лечения облегчить состояние ребенка, снизить проявления СДВГ и заметно повысить эффективность коррекционной работы, проводимой педагогами и специалистами.

Важно помнить, что это именно диагноз, обусловленный часто медицинскими причинами, который проявляется рядом неудобных и трудных для окружающих симптомов. Это не избалованность, не проблемы воспитания. Такому ребенку нужна помощь, принятие и коррекция. Просто дисциплиной и строгостью «неудобные» симптомы поправить нельзя.

Для меня как для специалиста самым важным в этом синдроме являются трудности с вниманием, самоконтролем, саморегуляцией, удержанием и выполнением задач и инструкций, повышенная отвлекаемость, импульсивность, трудности во взаимодействии с другими людьми. И понимание, что через двигательную активность ребенок стимулирует свою деятельность. Процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения. То есть процесс «запускается», а «затормозиться» он не может. И он будет длиться до истощения, пока «заряд не кончится».   И для восполнения этого заряда организм использует физическую активность. Через нее происходит стимуляция и восполнение потраченного ресурса. А внешне такой ребенок обманчиво выглядит активным и постоянно полным сил. И часто родители могут услышать рекомендацию «отдать в спорт», «выгуливать, пока не устанет», «нагружать побольше, чтобы домой не нес». И это очень грустно, потому что «батарейка» у таких детей и так небольшая, работает всегда до полного истощения. И при таких рекомендациях, вместо помощи, нагрузка только возрастает и истощение становится хроническим, что может привести даже к подрыву здоровья.

Понимание этого механизма на мой взгляд является существенным для родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих такого ребенка.

Именно СДВГ является частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения, проблем отношений с окружающими, и в результате – заниженной самооценки, потери мотивации и интереса к обучению, рискам социальной дезадаптации.

Чем раньше будут выявлены эти нарушения и начнется коррекция, тем лучше. И я стараюсь всегда доносить родителям и педагогам, что чем качественнее и больше мы вложим в такого ребенка в начале, тем легче будет позже и ребенку и нам самим.
СДВГ