Перед тем, как я освещу свои рекомендации, хочу обратить Ваше внимание на нескольких важных аспектах.
Безусловно синдром СДВГ очень сильно сказывается на качестве жизни человека. Как правило, он вызывает ряд сложностей: успеваемость в школе, принятие сверстниками, наличие конфликтов с окружающими.
С другой стороны, не стоит усугублять ситуацию и инвалидизировать ребенка с СДВГ. Он способен справлять с типичными для его сверстников задачами. Ему и его родителям, конечно, это будет стоить несколько бОльших усилий. Но люди с данным синдромом могут справиться с его негативными проявлениями, адаптироваться к требованиям социума и начать жить полноценной жизнью.
Чем раньше данный синдром будет диагностирован, разработана и реализована программа коррекции и развития, тем скорее ребенок выйдет на нормотипичные показатели.
Диагностика
Диагноз может поставить только врач психоневролог или психиатр. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно заниматься диагностикой и лечением. Иногда повышенная тревожность родителей серьезно преувеличивает «болезненность» своего ребенка. Что-то волнует – сходите к врачу.
Составление программы развития /коррекции
Для формирования комплексной оценки имеет получить консультацию у следующих специалистов:
• Психофизиолог проведет аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
• Невролог определит неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
• Нейропсихолог проанализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
• Детский клинический психолог выявит сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
• Нейротренер составит программу развития когнитивных навыков. Например, нейротренинг с помощью метода БОС. (биологическая обратная связь) или комплекс нейрогимнастики.
Школа
• Обязательно поставьте в известность школьных учителей о диагнозе. Расскажите о сути заболевания и о том, как оно проявляется в поведении.
• Помните, что ни Вам, не Вашему ребенку нечего стыдиться. Важно, чтобы воспитатели, учителя понимали, что ребенок не виновен в сложившейся ситуации. Помогите педагогам установить контакт с ребенком и научиться с ним обращаться.
• Попросите, чтобы ребенка посадили ближе к учителю, чтобы он мог следить за его включенностью.
• Купите ему резиновый антистрессор, попросите учителя разрешения пользоваться им во время урока, для утилизации гиперактивности.
• Попросите учителя давать ребенку возможность санкционированно двигаться во время урока (протереть по просьбе учителя доску, раздать тетради и т.д.).
• Войдите в родительский комитет, знакомство с родителями позволит лучше понимать атмосферу в классе и регулировать эмоциональный климат.
• Не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
• Помогите ему найти наиболее интересные ему предметы, в которых он сможет добиться успеха.
Общение и отношения
• Самооценка ребенка очень хрупкая. Придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите всякий раз, когда есть возможность. Подчёркивайте, даже незначительные успехи и победы.
• Избегайте слов "нет" и "нельзя", говорите как правильно делать.
• Дайте ему возможность чувствовать себя нужным и важным. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
• Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
• Введите балльную или знаковую систему вознаграждения. За каждый хороший поступок присваивайте бал. Сделайте домашний магазин, где за определенное количество баллов он может купить что-то ценное для себя (игрушку, вкусняшку, поход в кино и т.д.)
• Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
Приучение к правилам и социальным нормам
• Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя.
• Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
• Не старайтесь приучить его соблюдать все правила одновременно. Действуйте поэтапно. Сначала выберите одно правило и следите за его выполнением, нарушение остальных игнорируйте. После формирования одной привычки, когда ребенок, без вашего контроля, следует выбранному правилу, приступайте к следующему.
• Очень четко давайте инструкцию, потом повторите сказанное другими словами, потом попросите его повторить.
Распорядок дня
• Соблюдайте чёткий распорядок дня (приём пищи, выполнение уроков, игры, посещение ванны, прогулки, интернет-сёрфинг, отход ко сну). Награждайте ребёнка за его соблюдение.
• Ложится спать и вставать нужно в одно и тоже время.
• За час до сна нужно избегать активных физических действий.
• Следите за тем, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. В выходной день замерьте сколько ему времени требуется от естественного засыпания до естественного пробуждения. Это и есть его норма времени для восстановления.
Свое место в доме
Создайте необходимые условия для учебы дома. У ребёнка должен быть свой уголок, место силы и спокойствия. Во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
Важные навыки
• Осознанное торможение. Например, простейшие дыхательные практики или счет про себя до 10 в момент появления внутреннего порыва к импульсивному действию.
• Концентрация внимания. Например, с помощью нейротренинга с использованием БОС (биологической обратной связи).
• Коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.
Друзья
Помогите установить контакт со сверстниками. Приглашайте к себе домой потенциальных друзей и сами, в качестве «аниматора», организуйте игры, чтобы иметь возможность управлять атмосферой игры. Главное помочь зародиться дружбе.
Родительское спокойствие
• Помните, что основа эмоционального благополучия ребенка, это эмоциональная стабильность родителя. Хочешь вырастить счастливого человека, начни с себя.
• Следите за своим эмоциональным состоянием.
• Посещайте психолога.
• Уделяйте внимание своему физическому и эмоциональному восстановлению.
Безусловно синдром СДВГ очень сильно сказывается на качестве жизни человека. Как правило, он вызывает ряд сложностей: успеваемость в школе, принятие сверстниками, наличие конфликтов с окружающими.
С другой стороны, не стоит усугублять ситуацию и инвалидизировать ребенка с СДВГ. Он способен справлять с типичными для его сверстников задачами. Ему и его родителям, конечно, это будет стоить несколько бОльших усилий. Но люди с данным синдромом могут справиться с его негативными проявлениями, адаптироваться к требованиям социума и начать жить полноценной жизнью.
Чем раньше данный синдром будет диагностирован, разработана и реализована программа коррекции и развития, тем скорее ребенок выйдет на нормотипичные показатели.
Диагностика
Диагноз может поставить только врач психоневролог или психиатр. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно заниматься диагностикой и лечением. Иногда повышенная тревожность родителей серьезно преувеличивает «болезненность» своего ребенка. Что-то волнует – сходите к врачу.
Составление программы развития /коррекции
Для формирования комплексной оценки имеет получить консультацию у следующих специалистов:
• Психофизиолог проведет аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.
• Невролог определит неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).
• Нейропсихолог проанализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).
• Детский клинический психолог выявит сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.
• Нейротренер составит программу развития когнитивных навыков. Например, нейротренинг с помощью метода БОС. (биологическая обратная связь) или комплекс нейрогимнастики.
Школа
• Обязательно поставьте в известность школьных учителей о диагнозе. Расскажите о сути заболевания и о том, как оно проявляется в поведении.
• Помните, что ни Вам, не Вашему ребенку нечего стыдиться. Важно, чтобы воспитатели, учителя понимали, что ребенок не виновен в сложившейся ситуации. Помогите педагогам установить контакт с ребенком и научиться с ним обращаться.
• Попросите, чтобы ребенка посадили ближе к учителю, чтобы он мог следить за его включенностью.
• Купите ему резиновый антистрессор, попросите учителя разрешения пользоваться им во время урока, для утилизации гиперактивности.
• Попросите учителя давать ребенку возможность санкционированно двигаться во время урока (протереть по просьбе учителя доску, раздать тетради и т.д.).
• Войдите в родительский комитет, знакомство с родителями позволит лучше понимать атмосферу в классе и регулировать эмоциональный климат.
• Не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
• Помогите ему найти наиболее интересные ему предметы, в которых он сможет добиться успеха.
Общение и отношения
• Самооценка ребенка очень хрупкая. Придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите всякий раз, когда есть возможность. Подчёркивайте, даже незначительные успехи и победы.
• Избегайте слов "нет" и "нельзя", говорите как правильно делать.
• Дайте ему возможность чувствовать себя нужным и важным. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
• Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
• Введите балльную или знаковую систему вознаграждения. За каждый хороший поступок присваивайте бал. Сделайте домашний магазин, где за определенное количество баллов он может купить что-то ценное для себя (игрушку, вкусняшку, поход в кино и т.д.)
• Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
Приучение к правилам и социальным нормам
• Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя.
• Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
• Не старайтесь приучить его соблюдать все правила одновременно. Действуйте поэтапно. Сначала выберите одно правило и следите за его выполнением, нарушение остальных игнорируйте. После формирования одной привычки, когда ребенок, без вашего контроля, следует выбранному правилу, приступайте к следующему.
• Очень четко давайте инструкцию, потом повторите сказанное другими словами, потом попросите его повторить.
Распорядок дня
• Соблюдайте чёткий распорядок дня (приём пищи, выполнение уроков, игры, посещение ванны, прогулки, интернет-сёрфинг, отход ко сну). Награждайте ребёнка за его соблюдение.
• Ложится спать и вставать нужно в одно и тоже время.
• За час до сна нужно избегать активных физических действий.
• Следите за тем, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. В выходной день замерьте сколько ему времени требуется от естественного засыпания до естественного пробуждения. Это и есть его норма времени для восстановления.
Свое место в доме
Создайте необходимые условия для учебы дома. У ребёнка должен быть свой уголок, место силы и спокойствия. Во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
Важные навыки
• Осознанное торможение. Например, простейшие дыхательные практики или счет про себя до 10 в момент появления внутреннего порыва к импульсивному действию.
• Концентрация внимания. Например, с помощью нейротренинга с использованием БОС (биологической обратной связи).
• Коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.
Друзья
Помогите установить контакт со сверстниками. Приглашайте к себе домой потенциальных друзей и сами, в качестве «аниматора», организуйте игры, чтобы иметь возможность управлять атмосферой игры. Главное помочь зародиться дружбе.
Родительское спокойствие
• Помните, что основа эмоционального благополучия ребенка, это эмоциональная стабильность родителя. Хочешь вырастить счастливого человека, начни с себя.
• Следите за своим эмоциональным состоянием.
• Посещайте психолога.
• Уделяйте внимание своему физическому и эмоциональному восстановлению.