СТАТЬИ

Воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): практическое руководство

Перед тем, как я освещу свои рекомендации, хочу обратить Ваше внимание на нескольких важных аспектах.

Безусловно синдром СДВГ очень сильно сказывается на качестве жизни человека. Как правило, он вызывает ряд сложностей: успеваемость в школе, принятие сверстниками, наличие конфликтов с окружающими.

С другой стороны, не стоит усугублять ситуацию и инвалидизировать ребенка с СДВГ. Он способен справлять с типичными для его сверстников задачами. Ему и его родителям, конечно, это будет стоить несколько бОльших усилий. Но люди с данным синдромом могут справиться с его негативными проявлениями, адаптироваться к требованиям социума и начать жить полноценной жизнью.

Чем раньше данный синдром будет диагностирован, разработана и реализована программа коррекции и развития, тем скорее ребенок выйдет на нормотипичные показатели. 

Диагностика

Диагноз может поставить только врач психоневролог или психиатр. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно заниматься диагностикой и лечением. Иногда повышенная тревожность родителей серьезно преувеличивает «болезненность» своего ребенка. Что-то волнует – сходите к врачу.

Составление программы развития /коррекции

Для формирования комплексной оценки имеет получить консультацию у следующих специалистов:

•            Психофизиолог проведет аппаратную диагностику нервной системы и головного мозга для определения особенностей их функционирования.

•            Невролог определит неврологический статус, который может влиять или отягощать СДВГ (например, тики, апноэ во сне и др.).

•            Нейропсихолог проанализирует состояние регуляторных функций психики и произвольного внимания (наряду с восприятием, памятью и мышлением).

•            Детский клинический психолог выявит сопутствующие факторы, включая эмоционально-личностные особенности ребёнка.

•            Нейротренер составит программу развития когнитивных навыков. Например, нейротренинг с помощью метода БОС. (биологическая обратная связь) или комплекс нейрогимнастики.

Школа

•            Обязательно поставьте в известность школьных учителей о диагнозе. Расскажите о сути заболевания и о том, как оно проявляется в поведении.

•            Помните, что ни Вам, не Вашему ребенку нечего стыдиться. Важно, чтобы воспитатели, учителя понимали, что ребенок не виновен в сложившейся ситуации. Помогите педагогам установить контакт с ребенком и научиться с ним обращаться.

•            Попросите, чтобы ребенка посадили ближе к учителю, чтобы он мог следить за его включенностью.

•            Купите ему резиновый антистрессор, попросите учителя разрешения пользоваться им во время урока, для утилизации гиперактивности.

•            Попросите учителя давать ребенку возможность санкционированно двигаться во время урока (протереть по просьбе учителя доску, раздать тетради и т.д.).

•            Войдите в родительский комитет, знакомство с родителями позволит лучше понимать атмосферу в классе и регулировать эмоциональный климат.

•            Не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

•            Помогите ему найти наиболее интересные ему предметы, в которых он сможет добиться успеха.

Общение и отношения

•            Самооценка ребенка очень хрупкая. Придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите всякий раз, когда есть возможность. Подчёркивайте, даже незначительные успехи и победы.

•            Избегайте слов "нет" и "нельзя", говорите как правильно делать.

•            Дайте ему возможность чувствовать себя нужным и важным. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

•            Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

•            Введите балльную или знаковую систему вознаграждения. За каждый хороший поступок присваивайте бал. Сделайте домашний магазин, где за определенное количество баллов он может купить что-то ценное для себя (игрушку, вкусняшку, поход в кино и т.д.)

•            Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

Приучение к правилам и социальным нормам

•            Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя.

•            Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

•            Не старайтесь приучить его соблюдать все правила одновременно. Действуйте поэтапно. Сначала выберите одно правило и следите за его выполнением, нарушение остальных игнорируйте. После формирования одной привычки, когда ребенок, без вашего контроля, следует выбранному правилу, приступайте к следующему.

•            Очень четко давайте инструкцию, потом повторите сказанное другими словами, потом попросите его повторить.

Распорядок дня

•            Соблюдайте чёткий распорядок дня (приём пищи, выполнение уроков, игры, посещение ванны, прогулки, интернет-сёрфинг, отход ко сну). Награждайте ребёнка за его соблюдение.

•            Ложится спать и вставать нужно в одно и тоже время.

•            За час до сна нужно избегать активных физических действий.

•            Следите за тем, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. В выходной день замерьте сколько ему времени требуется от естественного засыпания до естественного пробуждения. Это и есть его норма времени для восстановления.

Свое место в доме

Создайте необходимые условия для учебы дома. У ребёнка должен быть свой уголок, место силы и спокойствия. Во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

Важные навыки

•            Осознанное торможение. Например, простейшие дыхательные практики или счет про себя до 10 в момент появления внутреннего порыва к импульсивному действию.

•            Концентрация внимания. Например, с помощью нейротренинга с использованием БОС (биологической обратной связи).

•            Коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

Друзья

Помогите установить контакт со сверстниками. Приглашайте к себе домой потенциальных друзей и сами, в качестве «аниматора», организуйте игры, чтобы иметь возможность управлять атмосферой игры. Главное помочь зародиться дружбе.

Родительское спокойствие

•            Помните, что основа эмоционального благополучия ребенка, это эмоциональная стабильность родителя. Хочешь вырастить счастливого человека, начни с себя.

•            Следите за своим эмоциональным состоянием.

•            Посещайте психолога.

•            Уделяйте внимание своему физическому и эмоциональному восстановлению.
СДВГ секреты воспитания