Данная проблема в нынешней системе образования действительно стоит крайне остро. Но так ли она страшна на самом деле, и каковы причины ее возникновения, давайте разбираться.
Причин низкой успеваемости есть огромное множество. Это как индивидуальные особенности учащихся, так просто школа, в которой некоторые учителя могут начитывают материал без интереса к передаче знаний. Давайте выделим 4 наиболее острые.
Первая причина – игнорирование мотивации познавательной деятельности. В многочисленных научных исследованиях в педагогической психологии как отечественных ученых (И.И. Ильясов, О.О. Гордеева), так и зарубежных (Деси, Район) было показано главенствующее значение мотивации в академической успеваемости. Это даже имеет большее значение чем природная предрасположенность. Выражаясь совсем просто – желание учится куда важнее природного таланта. При этом программа в среднестатистической школе часто носит характер «гонки». Как можно быстрее и больше тем «пройти», а усвоение оставить или на плечи родителей, или на ответственность самих учеников. Обучение носит формальный характер. Ученик не понимает, зачем ему нужен конкретный предмет. Как эти знания повлияют на их жизнь? И, вообще, зачем посещать школу? В результате гонки как ценность самих знаний, так и обучения в целом падает. Невозможно длительное время прикладывать усилия в бессмысленном направлении.
Как быть?
Есть 2 направления действий как родителей, так и педагогов.
Формировать смыслы. Обсуждать интересы и появляющиеся у ребенка планы по отношению к будущей профессии. Ребенок должен увидеть смысл, возможно, мечту, практическую сторону теоретических знаний.
Вовлекать, формировать интерес. Если взрослый с энтузиазмом рассказывает про ту или иную область знаний, со временем, этот энтузиазм может передаться ребенку.
Вторая причина – неосознанное воспитание беспомощности у ребенка.
Часто родители берут инициативу, а, следовательно, и ответственность за учебу детей. Например, проще выполнить сложный урок за ребенка, чем объяснить материал или испытывать стыд за плохую оценку. Все это делается из «как бы» благих побуждений, но дети привыкают, и когда в средней школе ответственность за учебу, достигает их плеч, они искренне не понимают и не умеют с ней справляться.
Выход, вкладывайте свои силы в понимание ребенком материала, а оценки будут приятным бонусом. Позволяйте ребенку совершать ошибки, сталкиваться с негативными последствиями и нести ответственность. Наша задача – помочь ребенку обрести самостоятельность.
Третья причина неуспеваемости – отсутствие своевременной диагностики задержки в развитии. Иногда причины сложностей в обучении носят физиологический характер. Не ребенок, не родитель в этом не виноваты. Если вы видите сложности у ребенка учебе, для начала, проверьте соответствуют ли уровень развития его когнитивных функций возрастным нормам. В центре Нейромир мы оцениваем 23 параметра когнитивных функций (различные аспекты внимания, мышления, памяти). Если какая-то из когнитивных функций западает, своевременное обращение к профильным специалистам (психоневролог, нейропсихолог, дефектолог, логопед) позволит понять причину и выработать комплексную программу коррекции. Чем раньше родители обратят внимание и обратятся к специалисту, тем эффективнее будет работа, а соответственно и результат.
Четвертая причина неуспеваемости современных школьников- несоответствие темпа обучения в школе, с реальным темпом усвоения материала современными детьми. Современные дети выросли в интернет среде с перенасыщенным визуальным рядом.
Мир стал другим, но система образования, не так быстро меняется, и не успевает за темпом нынешних детей. Дети искренне не понимают в чем смысл получать знания так долго и пролонгировано, если сейчас информации много, она доступна, интересна и главное информативно и применима в жизни. На фоне цвета, яркости, скорости и динамики, школа с ее классическими атрибутами учебы ( книги, учебники, тетрадки и парта) выглядит наименее привлекательна, а соответственно, нагоняет на детей скуку. Ведь там нет никакой динамики, эмоций и движения, и чаще всего уроки проходят одинаково день изо дня.
Что делать?
Ответ будет частично пересекаться с темой вовлечения.
Есть большое количество источников интерактивного получения знаний: исторические игры, квесты, интерактивные музеи и игры. Они погружают детей в науку, историю, географию через актуализацию их опыта и включение сразу всех каналов восприятия. Такой подход помогает детям прожить и прочувствовать, испытать, и тут же использовать полученные знания, на практике.
А главное, большинство из них включает в себя и двигательную активность, что позволяет материалу еще лучше сохранятся и закрепляться в памяти ребят.
Помните, что лучшая «лекарство от неуспеваемости» - это профилактика и своевременное реагирование на изменяющуюся действительность.