Чтобы ребенок избавился от пагубной привычки и научился продуктивно и с пользой взаимодействовать с гаджетами, необходимо пройти несколько стадий:
Цифровое болото → Маяки на пути → Гаджет друг → Цифровая среда как платформа для развития.
Рассмотрим все 4 уровня подробнее:
1 уровень. Кажется, что ребенок испортился, его будто подменили.
Родители говорят:
— Он был очень творческий и раньше всё время рисовал, писал свои книжки, его в детском журнале публиковали, а теперь не хочет делать НИЧЕГО.
— Сам не сядет делать уроки, не складывает за собой вещи, а вот ПК, игровая приставка, телефон – может играть весь день.
— Смотрит много роликов на ютюбе, но все какую-то ерунду. Умное, хорошее не смотрит. Мои советы игнорирует.
— Готов играть за компом целый день , телефон забирает остальное время.
Родители чувствуют:
Появляется вина, разочарование в родительстве. Вы каждой своей клеточкой ощущаете как внутри кипит гнев и обида в те моменты, когда видите своего ребенка с телефоном в руках. Вы зовете обедать, а в ответ слышите – «Щааасс!». Вы хотите поговорить о том как прошел день, а в ответ только равнодушное лицо и пустые остекленевшие глаза.
Возникает желание отобрать телефон. Возможно вы ставите программы родительского контроля. Раздражение, ссоры, торги:
— Сначала сделаешь все уроки, а потом получишь телефон!
— Становятся привычным фоном вашей жизни. Ребенок ищет способ вас обмануть, а вы его ловите. Накатывает страшная усталость. Нет времени на себя. Тревога за будущее.
Эта та точка, когда вы готовы начать действовать. Ключевые задачи этого уровня.
1. Осознать что зависимость живет не только между ребенком и гадом-гаджетом, но и между родителем и ребенком. Нужно разглядеть свою лепту в этом процессе.
2. Базово настроить контакт с собой. Принять идею, что у вас есть своя жизнь, которая не связана с ребенком. Вы имеете на нее право.
3. Увидеть как вы сами толкаете ребенка к гаджету. Сначала увидеть, а затем перестать толкать ребенку к гаджету.
4. Узнать индикаторы здорового поведения и цифровой зависимости.
5. Составить, согласовать и обеспечить выполнение правил использования цифровых устройств в доме. С соблюдением прав ребенка.
Примерная продолжительность
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2 месяца.
Результат работы: стало легче дышать, появилось понимание как оценивать результаты своих действий, появилась надежда, что есть свет в конце туннеля и позитивные изменения возможны. Цель клуба. Информационная и психологическая поддержка.
2 уровень. Маяки на пути.
В семье есть понятные правила как использовать цифровые устройства. Настроен контур гаджет-контроля и вам не нужно дергаться, чтобы проверить “а что же делает мой ребенок”. Доступ к устройствам и контроль выполнения договоренностей происходит НЕ из-за осознанности ребенка и родителя, а потому что их технически невозможно нарушить. Да, вы не можете контролировать, что он делает в школе (и не нужно), но дома действуют всем понятные правила.
Важно! Ребенок понимает ПОЧЕМУ такие правила игры. Вы с ним это обсудили и он даже с этим согласился. Важный индикатор успешности этого процесса выглядит так:
«Для меня главный результат в том, что как-то получилось внутренне встать в другую позицию, в которую раньше встать никак не удавалось — что я не буду вокруг ребёнка прыгать. И я готова ей объяснить свою позицию, если понадобится.»
Есть ваша решимость. Правила. Справедливое обоснование правил. И ребенок начинает вас правильно воспринимать:
«Недавно дочь подошла и стала договариваться, если она то, то я это.»
Друзья, рано радоваться. Внешнее согласие есть, но еще будет проверка системы на прочность. Ребенок будет пытаться вас хакнуть. И технически и психологически. Найдет ваши уязвимости и будет на них давить при любой удобной возможности. Да, он согласился. Но его вовсе не устраивают новые правила! Не потому что правила плохие, а потому что у ребенка цифровая зависимость. Нет хитрее человека, чем зависимый, которому нужно получить «мою преееелесть!»
Именно здесь и сыпятся 99% изменений. Цель этого уровня не в жесткости контроля, а в том, чтобы:
1. укрепить контакт с самим собой — это дает вам эмоциональную стабильность и ребенку труднее вас «пробить».
2. выстроить с ребенком доверие и контакт. Помочь ему удовлетворить настоящие потребности ребенка. Ведь на самое деле ему не столько нужен гаджет сколько общение, признание, чувство собственной силы и способности влиять на события. Зависимость всего это не дает, она дает лишь иллюзию удовлетворения потребности. Вы и сами это прекрасно знаете.
Вызовы этого уровня, в том чтобы:
— вы сами не скатились в старое, привычное поведения и вновь не стали толкать ребенка к зависимости.
— помочь ребенку научиться удовлетворять потребности не через цифровые устройства, а через созидательную деятельность. Это при том, что ребенок НЕ ХОЧЕТ делать по другому и пока притворяется, что готов меняться.
Индикатор успеха этого уровня — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ появление у ребенка интереса к чему-либо. Т.е. Не вы ему показываете хобби, увлечения, репетиторов в надежде, что он хоть чем-то заинтересуется. Не так. Ребенок САМ начнет делать, искать, творить и может к вам обратится за какой-то поддержкой. Сначала это будут самые простые вещи: рисование, игра в машинки или в куклы, сборка Lego.
Многие родители ждут, чтобы такой интерес пробудился. По моим данным родители хотят:
Чтобы появились интересы и увлечения, концентрация и друзья чтоб появились, реальность видения жизни. Сейчас позиция все придурки.
Найти увлечение, стремление развивать навыки, усидчивость.
Хотелось бы, чтобы научился останавливаться, чтобы научился использовать гаджеты как инструмент для пользы или максимум как временную передышку между делами, а не наоборот.
Хотелось бы, что б изучал свои возможности в очень скором будущем. Подыскивал какую-то специальность, курсы. Пробовал бы уже что-то на зуб.
Если вы все делаете правильно, то эти результаты придут. Но, конечно же, не сразу. Исцеление — это процесс, который требует правильных условий и времени. Сначала будет время глубоких переживаний, агрессии на родителей, скуки. И вашей задачей будет позволить этой скуке быть, не вестись на нытье ребенка. Скука — почва для появления настоящего интереса.
Результат успешного прохождения этого уровня:
— Вам комфортно и интересно общаться. Ребенок может обсудить с вами вещи, которые его реально волнуют, а не только про учебу.
— Ушла тревога и появилось доверие.
— Ребенок начал что-то придумывать, самостоятельно делать. Вы видите, что у вас нормальный живой ребенок, чувствуете радость родительства и уверенность, что все идет нормально.
Примерная продолжительность периода
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2-3 месяца.
Польза от клуба: психологическая поддержка. Прокачка навыков ведения диалога. Умение слышать и слушать.
3 уровень. Гаджет-друг
Вам кажется, что уже все наладилось. Уже думаете снять все ограничения. Вы настолько счастливы, что готовы купить ребенку IPhone XX за XX рублей. Не торопитесь этого делать. Вы только-только подготовили базу для появления нормальных отношений с гаджетом. Сами действуете точно, цифровые риски снизили до минимума. Теперь нужно научить ребенка нормально использовать гаджет.
Нормально – это вот так:
— человек может контролировать себя, рационально пользуясь компьютером и телефоном, не залипая
— соблюдает оговоренные рамки времени в играх и использовал гаджеты для развития, изучения программ и иногда для развлечения
— Умеет остановиться и переключиться на другие дела
Скажите себе честно, а у вас такие навыки есть? Вы можете кого-то этому обучить? По моему опыту, здесь родитель вместе с ребенком учатся использовать гаджет на благо. Не так важно количество экранного времени, сколько его качество. Рефлексия полученного опыта, постановка цели на каждую сессию игры или вылазки в интернет, развитие самоконтроля.
Друзья, тут происходит чудо. Вы вместе решаете новые задачи, вместе учитесь, поддерживаете друг друга. Получаете бесценный и благодатный опыт взаимодействия. Только здесь по-настоящему и рождается то правильное доверие, о котором пишут в книгах выдающиеся знатоки детских душ.
Продолжительность периода:
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2-3 месяца.
Итого должно 6-8 месяцев для того, чтобы построить надежный фундамент цифровой культуры в семье. Это при точных скоординированных действиях родителя. Ведь ошибки происходят не потому что вы чего-то не знаете — это легко узнать в книгах и статьях. Ошибки происходят потому что нет обратной связи, потому что делаем шаг вперед, два назад. Иногда возникает ощущения из серии:
“В отношении гаджетов стало хуже. Получается, что я сына контролирую еще больше, из-за этого он еще больше ловчит и обманывает. Т.е. договоренность на словах о времени использования гаджетов есть, но он любыми способами старается обойти запреты.”
И таких ситуаций будут сотни. До тех пор пока вы не проживете базовые принципы работы с зависимостью, пока не наработаете правильное отношение и внутреннее состояние вы будете постоянно сталкиваться с вопросами, когда непонятно что делать. Тут то вам и нужна поддержка сообщества до тех пор пока вы сами не научитесь чувствовать как действовать правильно.
Цель клуба на этом уровне:
Психологическая поддержка. Обмен опытом. Предупреждение рецидивов.
4 уровень. Цифровая среда как полигон для развития.
Вот здесь начинается творчество. Поле для экспериментов. Вы доверяете ребенку. У него развиты навыки самоконтроля. Он умеет говорить о своих потребностях и знает, что вам можно доверять. Вы слышите друг друга и умеете конструктивно решать конфликтные ситуации, если они возникают.
Теперь вы можете передать гаджет-свободу ребенку в оговоренных вами пределах. Нужен ли вам теперь клуб? Это вы решите сами.
В игре можно тренировать навыки торговли, оказания медицинской помощи, программирования, рисковать жизнью, прожить роль негодяя, преступника, понять каково это. Игра может быть платформой общения, развития при наличии цифровой культуры. А теперь она у вас уже есть.
Гаджет зависимость ушла и теперь вы можете нормально жить!
Этот опыт позволит вашему ребенку в будущем преодолевать трудности и с теплотой вспоминать «как мы вместе с мамой». Этот же опыт станет прививкой от химических зависимостей в будущем. Кто умеет удовлетворять свои потребности и получил поддержку от родителей, тому легче обойтись без допингов и сказать «нет» провокаторам-вербовщикам.
@Дамир Каримов
Цифровое болото → Маяки на пути → Гаджет друг → Цифровая среда как платформа для развития.
Рассмотрим все 4 уровня подробнее:
1 уровень. Кажется, что ребенок испортился, его будто подменили.
Родители говорят:
— Он был очень творческий и раньше всё время рисовал, писал свои книжки, его в детском журнале публиковали, а теперь не хочет делать НИЧЕГО.
— Сам не сядет делать уроки, не складывает за собой вещи, а вот ПК, игровая приставка, телефон – может играть весь день.
— Смотрит много роликов на ютюбе, но все какую-то ерунду. Умное, хорошее не смотрит. Мои советы игнорирует.
— Готов играть за компом целый день , телефон забирает остальное время.
Родители чувствуют:
Появляется вина, разочарование в родительстве. Вы каждой своей клеточкой ощущаете как внутри кипит гнев и обида в те моменты, когда видите своего ребенка с телефоном в руках. Вы зовете обедать, а в ответ слышите – «Щааасс!». Вы хотите поговорить о том как прошел день, а в ответ только равнодушное лицо и пустые остекленевшие глаза.
Возникает желание отобрать телефон. Возможно вы ставите программы родительского контроля. Раздражение, ссоры, торги:
— Сначала сделаешь все уроки, а потом получишь телефон!
— Становятся привычным фоном вашей жизни. Ребенок ищет способ вас обмануть, а вы его ловите. Накатывает страшная усталость. Нет времени на себя. Тревога за будущее.
Эта та точка, когда вы готовы начать действовать. Ключевые задачи этого уровня.
1. Осознать что зависимость живет не только между ребенком и гадом-гаджетом, но и между родителем и ребенком. Нужно разглядеть свою лепту в этом процессе.
2. Базово настроить контакт с собой. Принять идею, что у вас есть своя жизнь, которая не связана с ребенком. Вы имеете на нее право.
3. Увидеть как вы сами толкаете ребенка к гаджету. Сначала увидеть, а затем перестать толкать ребенку к гаджету.
4. Узнать индикаторы здорового поведения и цифровой зависимости.
5. Составить, согласовать и обеспечить выполнение правил использования цифровых устройств в доме. С соблюдением прав ребенка.
Примерная продолжительность
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2 месяца.
Результат работы: стало легче дышать, появилось понимание как оценивать результаты своих действий, появилась надежда, что есть свет в конце туннеля и позитивные изменения возможны. Цель клуба. Информационная и психологическая поддержка.
2 уровень. Маяки на пути.
В семье есть понятные правила как использовать цифровые устройства. Настроен контур гаджет-контроля и вам не нужно дергаться, чтобы проверить “а что же делает мой ребенок”. Доступ к устройствам и контроль выполнения договоренностей происходит НЕ из-за осознанности ребенка и родителя, а потому что их технически невозможно нарушить. Да, вы не можете контролировать, что он делает в школе (и не нужно), но дома действуют всем понятные правила.
Важно! Ребенок понимает ПОЧЕМУ такие правила игры. Вы с ним это обсудили и он даже с этим согласился. Важный индикатор успешности этого процесса выглядит так:
«Для меня главный результат в том, что как-то получилось внутренне встать в другую позицию, в которую раньше встать никак не удавалось — что я не буду вокруг ребёнка прыгать. И я готова ей объяснить свою позицию, если понадобится.»
Есть ваша решимость. Правила. Справедливое обоснование правил. И ребенок начинает вас правильно воспринимать:
«Недавно дочь подошла и стала договариваться, если она то, то я это.»
Друзья, рано радоваться. Внешнее согласие есть, но еще будет проверка системы на прочность. Ребенок будет пытаться вас хакнуть. И технически и психологически. Найдет ваши уязвимости и будет на них давить при любой удобной возможности. Да, он согласился. Но его вовсе не устраивают новые правила! Не потому что правила плохие, а потому что у ребенка цифровая зависимость. Нет хитрее человека, чем зависимый, которому нужно получить «мою преееелесть!»
Именно здесь и сыпятся 99% изменений. Цель этого уровня не в жесткости контроля, а в том, чтобы:
1. укрепить контакт с самим собой — это дает вам эмоциональную стабильность и ребенку труднее вас «пробить».
2. выстроить с ребенком доверие и контакт. Помочь ему удовлетворить настоящие потребности ребенка. Ведь на самое деле ему не столько нужен гаджет сколько общение, признание, чувство собственной силы и способности влиять на события. Зависимость всего это не дает, она дает лишь иллюзию удовлетворения потребности. Вы и сами это прекрасно знаете.
Вызовы этого уровня, в том чтобы:
— вы сами не скатились в старое, привычное поведения и вновь не стали толкать ребенка к зависимости.
— помочь ребенку научиться удовлетворять потребности не через цифровые устройства, а через созидательную деятельность. Это при том, что ребенок НЕ ХОЧЕТ делать по другому и пока притворяется, что готов меняться.
Индикатор успеха этого уровня — САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ появление у ребенка интереса к чему-либо. Т.е. Не вы ему показываете хобби, увлечения, репетиторов в надежде, что он хоть чем-то заинтересуется. Не так. Ребенок САМ начнет делать, искать, творить и может к вам обратится за какой-то поддержкой. Сначала это будут самые простые вещи: рисование, игра в машинки или в куклы, сборка Lego.
Многие родители ждут, чтобы такой интерес пробудился. По моим данным родители хотят:
Чтобы появились интересы и увлечения, концентрация и друзья чтоб появились, реальность видения жизни. Сейчас позиция все придурки.
Найти увлечение, стремление развивать навыки, усидчивость.
Хотелось бы, чтобы научился останавливаться, чтобы научился использовать гаджеты как инструмент для пользы или максимум как временную передышку между делами, а не наоборот.
Хотелось бы, что б изучал свои возможности в очень скором будущем. Подыскивал какую-то специальность, курсы. Пробовал бы уже что-то на зуб.
Если вы все делаете правильно, то эти результаты придут. Но, конечно же, не сразу. Исцеление — это процесс, который требует правильных условий и времени. Сначала будет время глубоких переживаний, агрессии на родителей, скуки. И вашей задачей будет позволить этой скуке быть, не вестись на нытье ребенка. Скука — почва для появления настоящего интереса.
Результат успешного прохождения этого уровня:
— Вам комфортно и интересно общаться. Ребенок может обсудить с вами вещи, которые его реально волнуют, а не только про учебу.
— Ушла тревога и появилось доверие.
— Ребенок начал что-то придумывать, самостоятельно делать. Вы видите, что у вас нормальный живой ребенок, чувствуете радость родительства и уверенность, что все идет нормально.
Примерная продолжительность периода
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2-3 месяца.
Польза от клуба: психологическая поддержка. Прокачка навыков ведения диалога. Умение слышать и слушать.
3 уровень. Гаджет-друг
Вам кажется, что уже все наладилось. Уже думаете снять все ограничения. Вы настолько счастливы, что готовы купить ребенку IPhone XX за XX рублей. Не торопитесь этого делать. Вы только-только подготовили базу для появления нормальных отношений с гаджетом. Сами действуете точно, цифровые риски снизили до минимума. Теперь нужно научить ребенка нормально использовать гаджет.
Нормально – это вот так:
— человек может контролировать себя, рационально пользуясь компьютером и телефоном, не залипая
— соблюдает оговоренные рамки времени в играх и использовал гаджеты для развития, изучения программ и иногда для развлечения
— Умеет остановиться и переключиться на другие дела
Скажите себе честно, а у вас такие навыки есть? Вы можете кого-то этому обучить? По моему опыту, здесь родитель вместе с ребенком учатся использовать гаджет на благо. Не так важно количество экранного времени, сколько его качество. Рефлексия полученного опыта, постановка цели на каждую сессию игры или вылазки в интернет, развитие самоконтроля.
Друзья, тут происходит чудо. Вы вместе решаете новые задачи, вместе учитесь, поддерживаете друг друга. Получаете бесценный и благодатный опыт взаимодействия. Только здесь по-настоящему и рождается то правильное доверие, о котором пишут в книгах выдающиеся знатоки детских душ.
Продолжительность периода:
Примерная длительность процесса при наличии понимания, что делать примерно 2-3 месяца.
Итого должно 6-8 месяцев для того, чтобы построить надежный фундамент цифровой культуры в семье. Это при точных скоординированных действиях родителя. Ведь ошибки происходят не потому что вы чего-то не знаете — это легко узнать в книгах и статьях. Ошибки происходят потому что нет обратной связи, потому что делаем шаг вперед, два назад. Иногда возникает ощущения из серии:
“В отношении гаджетов стало хуже. Получается, что я сына контролирую еще больше, из-за этого он еще больше ловчит и обманывает. Т.е. договоренность на словах о времени использования гаджетов есть, но он любыми способами старается обойти запреты.”
И таких ситуаций будут сотни. До тех пор пока вы не проживете базовые принципы работы с зависимостью, пока не наработаете правильное отношение и внутреннее состояние вы будете постоянно сталкиваться с вопросами, когда непонятно что делать. Тут то вам и нужна поддержка сообщества до тех пор пока вы сами не научитесь чувствовать как действовать правильно.
Цель клуба на этом уровне:
Психологическая поддержка. Обмен опытом. Предупреждение рецидивов.
4 уровень. Цифровая среда как полигон для развития.
Вот здесь начинается творчество. Поле для экспериментов. Вы доверяете ребенку. У него развиты навыки самоконтроля. Он умеет говорить о своих потребностях и знает, что вам можно доверять. Вы слышите друг друга и умеете конструктивно решать конфликтные ситуации, если они возникают.
Теперь вы можете передать гаджет-свободу ребенку в оговоренных вами пределах. Нужен ли вам теперь клуб? Это вы решите сами.
В игре можно тренировать навыки торговли, оказания медицинской помощи, программирования, рисковать жизнью, прожить роль негодяя, преступника, понять каково это. Игра может быть платформой общения, развития при наличии цифровой культуры. А теперь она у вас уже есть.
Гаджет зависимость ушла и теперь вы можете нормально жить!
Этот опыт позволит вашему ребенку в будущем преодолевать трудности и с теплотой вспоминать «как мы вместе с мамой». Этот же опыт станет прививкой от химических зависимостей в будущем. Кто умеет удовлетворять свои потребности и получил поддержку от родителей, тому легче обойтись без допингов и сказать «нет» провокаторам-вербовщикам.
@Дамир Каримов